Поиск
20 августа 2017 г. ..:: Психология для психологов » Прикладной анализ поведения ABA ::..   Вход

 

Поделитесь с друзьями

Савченко И.

ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В ТЕРАПИИ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Аннотация. Прикладной анализ поведения (ABA - Applied behavior analysis) - один из наиболее эффективных инструментов коррекции нарушен¬ного поведения как у детей и подростков, так и у взрослых. К сожалению, он мало известен в нашей стране и используется отечественными специалистами, как правило, только для коррекции расстройств аутистического спектра, хотя его возможности гораздо шире. В статье рассматриваются основные положения прикладного анализа поведения, а также методики изменения неже¬лательного поведения на примере коррекции агрессивного поведения и нару¬шения социального взаимодействия у детей.
Ключевые слова: поведение, изменение поведения, прикладной анализ поведения, стратегии прикладного анализа поведения, поощрение, стимульный контроль.

 

Что такое апраксия? Виды апраксий и их диагностика: подробнее вот тут http://onevroze.ru/chto-takoe-apraksiya-vidy-apraksij-i-ix-diagnostika.html

Одной из ключевых тенденций, которую можно проследить на протяжении всей истории психотерапии, является поиск наиболее эффективных методов помощи пациентам. Возникают новые психотерапевтические школы, совершенствуются методы и технологии работы в рамках существующих методологий.

Одним из психологических, то есть не использующих назначение лекарств, психотерапевтических подходов можно считать прикладной анализ поведения (далее - ABA - от англ. Applied behavior analysis), набирающий, в последние годы, популярность в нашей стране. Кроме достаточно детальной технологической, методической проработки, наличия разнообразного инструментария, интерес специалистов вызывает и тот факт, что эффективность ABA научно доказана. То есть, если специалист правильно поставил цель своей работы, а, затем, грамотно выполнил процедуры ABA, поставленная цель гарантированно будет достигнута. О такой эффективности представители многих других психотерапевтических подходов могут только мечтать.

Строго говоря, называть ABA психотерапевтическим подходом или методом не вполне корректно. Б.Ф Скиннер – основатель поведенческого анализа - и его последователи считали свои иссле¬дования поведения живых организмов фундаментальной наукой, которую они называли «behavior analysis» (в русскоязычной литературе переводят как «поведенческий анализ» или «анализ поведения»). Практику применения закономерностей и принципов, выявленных, изученных в рамках этой науки, для решения задач обучения или лечения детей и взрослых стали называть прикладным анализом поведения. В такой логике поведенческую психотерапию, как практику, основу которой составляет использование закономерностей и принципов, выявленных в ходе научных исследований поведения, также можно считать вариантом прикладного поведенческого анализа. А вот использование каких-либо методов и приемов терапии или психологической коррекции, которые не являются практическим применением конкретных результатов строгих научных исследований поведения, называть прикладным поведенческим анализом неверно.

Б.Ф. Скиннер настаивал на том, что разрабатываемый им поведенческий анализ является одной из естественных наук, поэтому руководствовался в своих исследованиях положениями теории эволюции и естественного отбора, философией позитивизма, отстаивал детерминистские взгляды. Предмет изучения для Б.Ф. Скиннера и его последователей - поведение, то есть любая активность живого организма, которую можно измерить. Например, бег, ходьба, разговор, чтение и др. Вопреки существующим заблуждениям, мыслительные процессы, переживания в прикладном анализе поведения также рассматриваются, учитываются, но как внутреннее - «приватное» - поведение. «Приватным» это поведение считается в том смысле, что знает о нем лишь сам человек, а мы можем узнать только по его самоотчетам. Приватное поведение подчиняется всем тем же законам и принципам, что и внешнее поведение, которое можно наблюдать со стороны.

Поведенческий анализ рассматривает поведение, как состоящее из трех частей [2]:

1) предшествующее событие (предшествующий стимул) - antecedent,

2) собственно поведение (behavior) и

3) последствие (consequence).

Например, человек увидел подходящий к остановке автобус (antecedent), подбежал и вошел в автобус (behavior), едет в автобусе (consequence).

Другой пример: учитель сказал ученику: «Открой учебник на странице 20» (antecedent). Ученик открыл учебник (behavior).
Учитель похвалил ученика (consequence).

Поведенческий анализ утверждает, что поведение зависит исключительно от внешних факторов. Например, человека попросили что-то сделать, и он сделал; яма на дороге заставляет ее обходить; холодная погода заставляет одеваться теплее; рассказанный анекдот вызывает смех и так далее.

Изменяя внешние факторы, обстановку, можно создавать условия и для изменения поведения. Поведение, с которым ведется работа по его изменению, называют «целевым поведением». В русском языке такое наименование может вызывать путаницу, поскольку с целью обычно связывают то, чего требуется достичь, а у нас речь идет о поведении, которое нужно изменить или заменить на другое. Поэтому в русскоязычной литературе, описывающей поведенческую терапию, поведенческие подходы в психологии, можно встретить другое наименование изменяемого поведения - «поведение-мишень».

Возникает вопрос: как решить, какое поведение нуждается в изменении? Специалисты по ABA предлагают три критерия, позво¬ляющие ответить на это вопрос, причем, оценивать поведение по этим критериям нужно, как с позиции пациента, так и с позиции социального окружения.


Первый критерий - безопасность.
Является ли поведение пациента безопасным для него? Является ли поведение пациента безопасным для окружающих?
Второй критерий - обучение. Способствует ли поведение пациента его обучению социальным, жизненным навыкам, его раз¬витию? Не мешает ли поведение пациента обучению, развитию окружающих?
Третий критерий - социальная адаптация. Способствует ли поведение пациента его успешной жизни в обществе, установлению дружеских, деловых отношений и т.п.? Не мешает ли поведение пациента социальной жизни окружающих людей?

Специалист признает нуждающимся в изменении поведение, которое создает опасность для пациента или окружающих, и/или мешает их обучению, и/или мешает их социальной адаптации.

Суть дальнейшей работы сводится к замене нежелательного, проблемного пповедения на альтернативное, желательное, выполняющее ту же функцию, что и нежелательное, и, в идеале, несовместимое с нежелательным. Например, ребенка, имеющего серьезные нарушения речи, который быстро устает на уроке и устраивает шумные истерики, учат просить предоставления перерыва в занятии, показывая учителю карточку «Перерыв», на которой изображен отдыхающий ребенок.

Здесь мы упоминаем еще одну важную закономерность поведения —   оно всегда функционально, то есть направлено на достиже¬ние какой-то цели. В наиболее общем виде цели поведения можно свести к двум:
1) поведение может быть направлено на достижение, получение чего-то (предмета, внимания, сенсорной стимуляции),
2) поведение может быть направлено на избегание чего-то.

Еще при поиске причины поведения (этот процесс называют «функциональным анализом поведения») необходимо учитывать, что маскировать ее может отсутствие у пациента какого-либо важного для осуществления поведения навыка. Например, отказ ребенка обуваться на прогулку может быть связан с тем, что он просто не умеет завязывать шнурки.

Начинается работа с поведением с написания рабочего опре¬деления поведения. Рабочее определение - это описание поведения, с которым планируется работать, в объективных, измеримых терми-нах, включая описание того, как поведение началось и как закончилось. Например, «Сережа играет в машинки, катая их по полу. При¬мерно через пять минут после начала игры он оборачивается и смотрит в сторону окна, которое слегка приоткрыто и через которое донесся звук проехавшей машины. Сережа берет одну из своих машинок, подбегает к окну и бросает ее на улицу, после чего поворачивается и быстро возвращается на средину комнаты, приседает и начинает катать оставшуюся машинку. Мама, видевшая поступок сына, но не успевшая как-то на него отреагировать, начинает громко осуждать Сережу, одновременно подходя и закрывая окно. Сережа никак не реагирует на мамины слова, продолжая молча катать машинку по полу. Мама хлопает дверью, выходя из комнаты, уходит на улицу и прино¬сит назад выброшенную машинку, не отдавая ее сыну. Сережа никак не реагирует на возвращение мамы. Вернуть машинку не просит».

Иногда точно написанного рабочего определения поведения и его обсуждения со всеми заинтересованными сторонами - пациентом, его родителями или близкими (особенно, если пациент - ребенок) — бывает достаточно для того, чтобы поведение изменилось, т.е. стало более приемлемым по форме или даже полностью исчезло. Именно поэтому написание рабочего определения считают первой стратегией изменения поведения.

Как выявить причину того или иного поведения? В прикладном анализе поведения для этого используются наблюдения, самоотчеты пациента, заполнение анкет и опросников, опрос всех людей (включая самого пациента), которые могут что-либо сказать об анализируемом поведении. Правда, сведения эти неравноценны. Надежными, объек¬тивными считаются только результаты собственных наблюдений спе¬циалиста. В рамках прикладного поведенческого анализа было проведено множество исследований, показавших, что надежность самоотче¬тов, сведений, получаемых от других лиц, очень невысока. Поэтому такие источники информации используются как дополнительные к наблюдениям самого специалиста.

На основе полученных данных выдвигаются гипотезы о при¬чинах поведения, которые проверяются в дальнейшей работе. Выявив причину нежелательного поведения, подбирают альтернативное, которому и предстоит обучить пациента [3].

Ключевым принципом в ABA является принцип поощрения [1]. Поощрение - это событие, которое следует за поведением и повышает вероятность возникновения этого поведения опять. Другими словами, поощрение усиливает поведение, после которого предоставляется. Поощрение не обязательно совпадает с тем, что человеку нра¬вится. Например, учитель может ругать ученика за нарушения дисциплины на уроке, но, поскольку это единственный способ, которым ребенок может получить внимание со стороны учителя, то наруше¬ния дисциплины будут случаться чаще. То есть выговор учителя будет поощрением для поведения ученика нарушать дисциплину.

Заранее всегда очень сложно сказать, что окажется поощрением для того или иного поведения. Выяснить это наверняка можно только эмпирическим (опытным) путем.
Поощрения используют для усиления альтернативного, желательного поведения. При этом следят за тем, чтобы нежелательное поведение никаких поощрений не получало, то есть игнорировалось.
Усиление желательного поведения с помощью поощрений - вторая стратегия прикладного поведенческого анализа (после написания рабочего определения).

Сигналом к началу любого поведения служат предшествующие события или предшествующие стимулы. В приведенном выше примере с мальчиком Сережей, склонным выбрасывать в окно игрушки, таким предшествующим стимулом оказалось открытое окно. Сигналы светофора являются предшествующими стимулами для нашего поведения переходить/не переходить через дорогу; открытые двери могут быть предшествующими стимулами для поведения в них войти; полный холодильник - стимулом поесть на ночь и так далее. Если какое-то поведение всегда происходит после определен¬ного предшествующего стимула и не происходит в отсутствие этого стимула, то такое соотношение стимула и поведения называют стимульным контролем.

При стимульном контроле отсутствие предшествующего стимула означает и отсутствие соответствующего поведения. Закрытое окно предотвратило бы поведение Сережи выбросить игрушку на улицу (см. пример выше), закрытые двери вагона метро предупреждают поведение войти в вагон и др. Методики, позволяющие убрать или изменить предшествующие какому-то поведению стимулы, и, тем самым, предотвратить само это поведение, называют предупредительными методиками. Это могут быть, например: написание правил; информирование про то, что будет, если поведение произойдет; не использование при разговоре с ребенком каких-то слов, которые запускают поведение и др.
Использование методик, основанных на стимульном контроле - третья стратегия ABA.

Наконец, четвертой из основных стратегий прикладного анализа поведения является стратегия стимульного контроля с использованием неприятных стимулов. Фактически, речь идет о наказании. Конечно, наказания физические не допускаются категорически. Вообще, использование неприятных стимулов возможно только как крайняя мера и только в тех случаях, когда необходимо немедленно остановить поведение опасное для самого пациента или окружающих.

Использование неприятных стимулов для изменения поведения резко ограничивается не только этическим кодексом. Проведенными Б.Ф. Скиннером и его последователями экспериментами доказано, что наказанием можно остановить поведение, но невозможно научить какому-то другому поведению. Навык, усвоенный под влиянием страха наказания, немедленно утрачивается, как только угроза исчезает. Более того, использование наказания практически всегда приводит к побочным эффектам: возникновению еще более нежелательных поведений, чем то, которое пытались остановить, например, агрессия, аутоагрессия, истерики, выученная беспомощность и др.

Поэтому вместо наказания обычно используют предупредительные методики, обучение альтернативному поведению или новым навыкам, усиление желательного поведения.
Рассмотрим варианты использования ABA в некоторых случаях, с которыми специалистам психологам и психотерапевтам часто приходится сталкиваться на практике.
Агрессивное поведение. У детей наиболее распространенными формами агрессивного поведения являются удары, толчки окружающих, царапание, укусы, крики (оскорбления).
Составив рабочее определение агрессивного поведения, специалист переходит к функциональному анализу, то есть выявлению его причин, целей. Предварительно можно предположить, что ребенок таким своим поведением стремится получить что-то или чего-то избежать. Например, получить еду, игрушки, время для отдыха, внимание родителя, учителя, внимание другого ученика, планшет, доступ к компьютеру и т.п. Или избежать выполнения задания, требований взрослых, определенных сотрудников школы или дошкольного учреждения или других учеников, оскорблений или насилия со стороны других детей, изменений в привычном порядке вещей, переходов от одной деятельности к другой - более сложной, и т.д.

Для выявления действительной причины агрессивного пове¬дения важно рассмотреть все возможные факторы, связанные с окружающей средой, в том числе взаимодействием ребенка с другими людьми - детьми, взрослыми.

Конечно, собирать данные об агрессивном поведении непро¬сто, поскольку оно может быть опасным для окружающих и самого ребенка, связанным с причинением боли окружающим. Поэтому особенно важным является каждое наблюдение, каждое сообщение других людей, наблюдавших агрессивное поведение ребенка. Результаты наблюдений и опросов фиксируются в письменном виде. Фиксировать можно количество отдельных ударов/толчков или ко¬личество минут, проведенных ребенком в состоянии агрессии. Сбор данных должен быть последовательным и систематическим. Отмечается также: место, где произошло агрессивное поведение, включая описание обстановки вокруг ребенка;

- присутствующие в момент поведения, в том числе, те, против кого агрессия была направлена;
-    время, когда поведение произошло, включая день недели;
-    конкретная деятельность ребенка, предшествовавшая приступу агрессивного поведения;
-    продолжительность поведения;
-    что происходило сразу после того, как поведение произошло (кто и что сделал).
Одновременно проясняются и другие вопросы: в каких местах, в какое время, при каких присутствующих агрессивное поведение никогда не происходит?
Анализ собранных данных, как правило, позволяет сделать достаточно уверенное заключение о причинах нежелательного пове¬дения и о стимулах, которые это поведение запускают.

Важно отметить, что специалист самостоятельно собирает данные о поведении ребенка, в том числе лично проводит наблюде¬ния в тех местах, где у ребенка возникает агрессивное поведение.
ABA, как правило, не кабинетная работа.
Следующий шаг - коррекционное вмешательство. При этом систематический и постоянный сбор данных продолжается, поскольку это важно для оценки результативности производимых вмешательств.
Взрослым рассказывают, какие изменения им нужно произвести в окружающей ребенка среде, чтобы вспышки агрессивного поведения прекратились (это становится понятным после серии наблюдений).
Ребенку объясняют, для чего ему нужно научиться справляться со своим агрессивным поведением, какие положительные изменения произойдут в его повседневной жизни, если он станет лучше контролировать свои поступки.
После этого ребенка обучают социально одобряемым способам получения того, что он хотел бы получить, или избегания того, чего он хотел бы избежать. Например, навыку совладения с гневом, когда невозможно немедленно получить то, что хочется. Или навыку спокойно и вежливо просить перерыв в занятии, если устал. Возможно, умению заводить и поддерживать дружеские отношения с ровесниками.


Основной стратегией здесь является систематическое усиление с помощью поощрений желательного поведения. Часто хорошего эф¬фекта можно добиться, рассказывая социальные истории, в которых герои успешно справляются с затруднительными ситуациями.

Снижение эпизодов агрессивного поведения свидетельствует о том, что его причины выявлены верно, и навыки, которым обучают ребенка, подобраны правильно. Если же заметного улучшения поведения не происходит, значит, вероятнее всего, его причина опреде¬лена неверно и нужно вновь, еще более тщательно провести функциональный анализ.

Нарушения социального взаимодействия. Под нарушениями социального взаимодействия понимается отсутствие или недоста¬точное развитие у ребенка навыков ассертивного поведения, к кото¬рым относят:
-    умение начинать, поддерживать и прекращать разговор;
-    умение подбирать темы для беседы;
-    умение понимать выражение лица собеседника;
-    умение отличать дружеские отношения от формальных;
-    умения адекватно вести себя в повседневных формальных ситуациях: покупки в магазине, проезд в транспорте и др.
Начиная работу по развитию навыков социального взаимо¬действия, специалист вместе с пациентом и его родителями состав¬ляет план поэтапного формирования необходимых навыков. Для этого обсуждают ряд вопросов [1]:
-    Что родители делают за ребенка?
-    Какие навыки сам ребенок хочет освоить?
-    Какие навыки ребенок готов освоить?
-    Какие навыки родители хотели бы сформировать у ребенка?
После этого выбирают конкретный навык для работы. Если нужно, его можно разделить на более мелкие и простые составные части.
Процесс формирования навыка разбивают на ряд простых шагов, что и представляет собой программу обучения данному навыку. В процессе занятий активно используют поощрение. Собственно коррекционная работа выглядит как система занятий с ребенком.

Для эффективного формирования навыков необходимо поза¬ботиться о соответствующей подготовке «учебной среды» [1], поскольку многое из того, что мы делаем, определяется физическим устройством нашего мира. Задача - так организовать учебную среду, чтобы она, по возможности, сама подсказывала ребенку:
-    что делать, а что не делать;
-    чего от него ждут, а чего не ждут.

Кроме того, в процессе обучения допускается использование подсказок в виде инструктирования, моделирования, физических подсказок (то есть выполнение действий совместно с ребенком, его руками).

Оценка результативности работы - уверенное владение ребенком соответствующим навыком.

ABA делает лишь первые шаги на территории нашей страны. В основном, он применяется специалистами, работающими с детьми и взрослыми, имеющими нарушения аутистического спектра, и уже заслужил серьезную положительную репутацию. Представляется, что знакомство с ним было бы исключительно полезно не только психологам и психотерапевтам, но и всем специалистам, работаю¬щим с людьми - педагогам, социальным работникам, управленцам, спортивным тренерам, юристам и др. Без сомнения, такое знание обеспечило бы им лучшее понимание поведения других людей, да и своего собственного, позволило бы значительно улучшить качество своей профессиональной деятельности.


Литература:
1.    Бейкер Б., Брайтман А. Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. - М.: Теревинф, 2006.-497 с.
2.    Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в приклад¬ной анализ поведения (ABA). - Самара: «Бахрах-М», 2014. - 208 с.
3.    Фрост JL, Бонд Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов. - М.: Тере¬винф, 2011.-416 с.

 
образовательные курсы
ПОИСК по сайту


Топ Публикаций: 

Кокология тесты онланйн

     Минимизировать  
  

 

 

Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

Яндекс.Метрика

 

При использовании материалов сайта ссылка на сайт строго обязательна!!  код: <p> Источник: <a href="http://psychologist.n1-v-spb.ru">сайт "Кокология и психология для всех"</a></p>

 Написать письмо администрации сайта

©n1-v-spb.ru 2009-2014   Условия использования  Соглашение о безопасности