Психологические методики для исследования психической деятельности (ликбез)
Все методики достаточно широко представлены в специальной литературе, частично в интернете, известны также ряд фирм, выпускающих психологический инструментарий. Ниже перечислены методики с описанием их диагностической ценности.
Исследование психического процесса внимания (аттенционная деятельность)
Методики исследования внимания и сенсомоторных реакций характеризуют состояние интеллектуальной деятельности в целом, уровень психической активности, который определяет уровень развития личности в целом. Производится количественная и качественная характеристика результатов.
- Шифровка или Кодирование · Переключаемость внимания · Зрительно-моторная координация · Скорость образования навыка · Динамика психической деятельности · Истощаемость
- Счет по Крепелину (таблицы Э. Крепелина, 1895) · Устойчивость · Переключаемость · Психический темп деятельности, скорость психомоторных реакций · Упражняемость · Утомляемость Производится качественная оценка результатов и, где возможно, количественная оценка 3.Проба Торндайка · Избирательность внимания · Концентрация внимания 4. Проба Мюнстерберга · Избирательность внимания
- Корректурная проба (множество модификаций, даются различные инструкции) · Истощаемость психических процессов · Работоспособность · Концентрация внимания · Врабатываемость Переключаемость
- Отсчитывание от 100 по 7, от 100 по 13, от 200 по 13 · Темп психической деятельности · Интеллектуальные затруднения
- Отдельные субтесты из теста Векслера
Исследование психического процесса памяти (мнестическая деятельность)
- Проба на запоминание 10 слов (А.Л. Лурия) · Механическая память, параллельно судят о функции внимания, · Кратковременная и долговременная память · Астенизация · Динамика психического состояния
- Тест Бентона · Зрительная ретенция · Кратковременная память · Чувствительность к органическим признакам
- Пиктограммы · Ассоциативная память
- Повторение простых и сложных рассказов ·
- "Словесно-логическая память"
- Отдельные субтесты из теста Векслера
Исследование психического процесса мышления
Используются пробы, чувствительные к дифференциальной диагностики расстройств мышления, прежде всего процесса обобщения.
- «Исключение понятий»
- «Существенные признаки»
- Пиктограммы
- «Классификация»
- Толкование пословиц
- Простые и сложные аналогии
Исследование интеллектуальной деятельности
В качестве задачи в клинике перед психологом может стоять задача выявления снижения интеллекта или определение уровня интеллектуальной деятельности пациента. Исследование интеллекта обычно занимает до 1,5 часов. В описании результатов требуется учитывать данные анамнеза, интеллект может быть недостаточно развит, а может и происходить его снижение, связанное с действием различных факторов. Обычно, если требовалось выяснить, нет ли у пациента интеллектуального снижения, то следует предельно конкретно ответить на вопрос. Если по показателям методик на внимание, мышление, память у испытуемого не диагностируется изменений, а самостоятельная задача определения уровня интеллекта не стояла, то в заключении можно указать, что «уровень интеллекта в пределах нормы», при этом уровень нормального интеллекта можно не указывать. А если диагностируется снижение, то необходимо указать, в какую категорию попадает уровень интеллектуального развития данного испытуемого. Диагностически информативным является указание соотношения развития вербального и невербального интеллекта. В клинике обычно для определения интеллекта используется только тест Векслера.
Исследование эмоционального состояния
- САН (Самочувствие, активность, настроение)
- Семантический дифференциал
- Методика Дембо-Рубинштейн · самооценка
- Методика Спилбергера-Ханина · реактивная и личностная тревожность
- Тест Зунга · выявление расстройств депрессивного регистра
- Тест М. Люшера · актуальное эмоциональное состояние
Исследование личностной сферы (характера)
- Классический MMPI, в целях эспресс-диагностики варианты СМИЛ, и еще чаще - СМОЛ (mini-Mult)
- Незаконченные предложения
- Тест М.Люшера
- Опросник Айзенка
- Т. Розенцвейга (ведущий тип реакций в стрессовой ситуации, стрессоустойчивость)