Поиск
26 июня 2017 г. ..:: Психология для психологов » Психодиагностическое обледование ::..   Вход

 

Поделитесь с друзьями

Общая схема психологического обследования

Для нужд психиатрической диагностики проводится патопсихологическое обследование испытуемого, имеющее своей целью вывить патопсихологические симптомокомплексы:

  • Олигофренический (указываются особенности интеллектуального развития с указанием степени снижения интеллекта)
  • Шизофренический («актуализация латентных признаков»)
  • Органический («аттентивно-мнестические и когнитивные процессы изменены по органическому типу» или «….по органоидному типу»)
  • Психопатический (обычно пишется «гипертимный, эпилептоидный или какой-то иной тип характера в степени психопатии или акцентуации»)
  • Психогенной дезорганизации психической деятельности (неструктурированная симптоматика, поэтому выявить в исследовании сложно, в заключении указывается вероятность наличия данного синдрома)

Наиболее полная рекомендованная последовательность проведения психодиагностического исследования включает следующие этапы.

  • Клинико-психологическая беседа
  • Пробы на нейродинамику (внимание)
  • Исследование процессов памяти
  • Исследование когнитивных процессов (мышление)
  • Исследование интеллекта
  • Исследование структуры эмоциональной сферы
  • Исследование структуры личности

В патопсихологическом заключении первым блоком идет описание поведенческих характеристик испытуемого – контактность, общее описание нейродинамики, понятливость, эмоциональное состояние, особенности речи и т.д. Характерной чертой этой части заключения является то, что все описанные параметры основываются на субъективном впечатлении специалиста, зависят от его эрудиции и опыта, большей частью не формализуемы.

Вторая часть посвящена собственно инструментальному (тесты, пробы, задания) обследованию. Здесь уже присутствует объективизация и уточняющее разъяснение общей клинико-психологической оценки, т.е. некоторая независимость от личного впечатления.

В заключении мы встречаемся как с формой предположительного, так и уверенного разъяснения.

И если процедуры проведения патопсихологических проб, заданий и тестов обширно представлены в специальной литературе, то описание поведенческих характеристик, не имеющих формализованных оценок мало, где встречается. Поэтому здесь приводится одна из таких попыток (по Беломестновой Н.В.)

  • Контактность испытуемого зависит от многих крайне разнообразных факторов (нозологических, ситуационных и т.д.)
    • Нормальный контакт проявляетсяв виде спокойно-ответственного отношения пациента или испытуемого к беседе и процедуре обследования, похожего на их отношение к терапевтическому осмотру. В письменном заключении отмечается «адекватный контакт», «достаточный», «без особенностей».
    • Избирательный контакт зависит от типа характера. Сама типология А.Е. Личко хорошо известна. При обследовании может особенно ярко проявиться «резонанс» - повышенная заинтересованность, аффективная и личностная вовлеченность или наоборот. Активный негативизм. Следует дифференцировать избирательность, связанную с типом характера, и избирательность при невротическом комплексе (психогенная тема).
    • Навязчивость также зависит от характера. Истероидная навязчивость с эгоцентрическими мотивами. Паранойяльная навязчивость с посвящением экспериментатора в тяготы своей нелегкой жизни. Невротическая навязчивость связана с психотравмирующими проблемами. Особенно навязчивость выражена у больных с органическими поражениеми.
    • Формальный контакт при шизофрении и выраженных шизоидных чертах редко бывает помехой для обследования. Не снижая его диагностической ценности, но указывает на тип характера или процессуальные явления. Следует также помнить, что формальный контакт может быть проявлением самозащитных реакций.
    • Негативизм. Может быть скрытым или явным (демонстративным). Большую роль играет умение экспериментатора «читать» невербальную информацию. Но также негативизм может быть проявление самозащитных реакций.
    • Установочное поведение, прямая лживость, а также грубая симуляция особенно важны в экспертной ситуации.игрушки история игрушек
  • Отношение к работе
    • Старательность, отсутствие или наличие ориентации на успех отмечается обязательно, поскольку влияет на оценку экспертом достоверности полученных экспериментальных данных.
    • Повышенная отвлекаемость, свойственная гипертимным акцентуантам, гиперстенической фазе неврозов, гипоманиакальным состояниям, при явлениях повышенной истощаемости.
    • Соскальзывание при эндогенном процессе.
  • Общая оценка нейродинамики необходима в особенности для тех случаев, когда внешне не наблюдаемые органические изменения нейродинамики все-таки проявляются в значительно измененных по органическому типу результатах аттентивно-мнестических проб. По внешним поведенческим реакциям можно описать:
    • Общая торпидность во всех сферах (в мышлении, моторной сфере, особенностях речи), обычно называемую брадипсихией.
    • Гипоманиакальное или маниакальное состояние в виде ускоренного мышления, отвлекаемости, мгновенного возникновения поверхностных ассоциаций и их изобилия, отсутствия чувства дистанции, отсутствия чувства экспертной ситуации.
    • Опережающие реакции, когда человеку кажется, что он понял задания до окончания инструкции , или когда он начинает отвечать на вопрос до того, как экспериментатор закончил его задавать, характерны для психопатов с выраженным эксплозивным радикалом.
    • Обстоятельность, доходящая до вязкости. Характерны для эпилептоидов, торпидных «органиков», иногда для психастеников и, конечно же, для больных с эпилептическим изменениями личности. Обстоятельность может быть избирательная, т.е. проявляться в эмоционально значимых для данной личности темах.
  • Эмоциональное состояние внешне проявляется:
    • Подавленное настроение (скорбная поза, амимия..)
    • Демонстративный характер
    • Повышенное настроение/Гневливая мания/Эйфорическое благодушие
    • Раздражительность и гневливость, характерные для больных органическим поражением ЦНС
    • Брутальность эмоций
  • Понятливость
    •  Легкость восприятия инструкций. Замедленное понимание инструкций не всегда зависит от интеллектуального снижения, иногда это проявление общей торпидности нервно-психических процессов.
    • Нарушение понимания из-за паранойяльности, когда формальные вопросы, относящиеся к заданию, воспринимаются настороженно с интерпретацией.
    • Нарушение понимание из-за структурных нарушений мышления проявляется во внесении дополнительных условий в очень простые задания. Испытуемый начинает выполнять задания по другим правилам, причем глубоко убежден в их необходимости.
  • Психомоторика. Оценивается в трех сферах: мимика, пантомимика и тонкая моторика рук.
    • Пантомимика– «язык телодвижений». Она отражает функциональное и морфо-физиологическое состояние подкорковых структур.
    • Моторика– отражение состояния коры головного мозга (тремор вегетативного генеза, дмонстративная или вычурная моторика, огрубленная моторика)
    • Мимика – совокупность движений лицевых мускулов (амимия, гипермимия, парамимия)
  • Особенности речи – отражение практически всех аспектов психической деятельности человека - нейродинамика, эмоциональное состояние, особенности мышления и даже характера.
    • По темпу (нормальный темп, вялая речь, ускоренная, скачущая) речь связана с эмоциональным состоянием.
    • Скандированная речь у больных органическим поражением ЦНС
    • Аффективная речь истероидов
    • Олигофазия (малословие) у лиц с органичесики поражениями и олигофренов
    • Склонность к метафорам и эмоциональным оценкам у истероидов
    • Склонность к использованию уменьшительно-ласкательных суффиксов
    • Склонность к вычурным формулировкам при шизофрении и шизоидном типе характера.
    • Надрывно-патетический тон истеро-эпилептоидов
  • Личностные (характерологические) проявления. В сущности, все то, что в клинической психологии описывалось под понятием «личность», относится к характеру. «Личность» - не клиническая категория. В клинике принято понятие характера и характерологического типа.

В начальном разделе заключения дается только общая оценка и краткое указание на уже проявившееся в беседе свойства характера

  • Склонность к самоуничижению или, наоборот, к переоценке своей личности
  • Напористость, директивность, активность и т.д.
  • Аффективная заинтересованность
  • Слащавость и религиозный экстаз и др.

Примерная схема заключения по результатам психологического обследования:

  • ФИО, указываются основные социальные характеристики испытуемого ·
  • Цель исследования: например, определение уровня интеллектуального развития; исследование познавательной и эмоционально-личностной сферы в аспекте дифференциальной диагностики; исследование аттенционно-мнестических и когнитивных процессов для уточнение степени интеллектуального снижения изучение особенностей эмоционального реагирования и т.д.
  • Использованные методики: ·
  • Поведение во время обследования (результаты клинико-психологического исследования):
  • Результаты экспериментально-психологического исследования:

1 вариант: Описание результатов по каждой методике с примерами, с выходом к обобщающей характеристике.

2 вариант: Описание особенностей соответствующей изучаемой психической сферы с привлечением результатов выполнения методик с примерами.

Последовательность представления результатов соответствует таковой при проведении обследования.

  • Особенности сенсомоторной сферы
  • Особенности аттентивных (аттенционных) процессов (т.е. внимание)
  • Особенности мнестических процессов (т.е. память)
  • Особенности когнитивных процессов (т.е. мыслительной сферы)
  • Особенности эмоционально-волевой сферы
  • Особенности личностной сферы (характерологическое описание)
  • Заключение должно быть кратким и содержательным. Должно отвечать целям исследования и задачам, поставленным перед психологом лечащим врачом.

 

 
образовательные курсы
ПОИСК по сайту


Топ Публикаций: 

Кокология тесты онланйн

 

 

   Психология для всех Минимизировать  
  
   Материалы для психологов Минимизировать  
  
Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100

Яндекс.Метрика

 

При использовании материалов сайта ссылка на сайт строго обязательна!!  код: <p> Источник: <a href="http://psychologist.n1-v-spb.ru">сайт "Кокология и психология для всех"</a></p>

 Написать письмо администрации сайта

©n1-v-spb.ru 2009-2014   Условия использования  Соглашение о безопасности